Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

герасимов сер. аполлинариевич

Гуманитарный словарь

ГЕРА́СИМОВ Сер. Аполлинариевич (1906-85) - режиссер, сценарист, актер кино, педагог, с 1946 - проф. ВГИКа, где вел объединенную режиссерскую и актерскую мастерскую (совм. с Т. Макаровой). Д-р иск-ведения, акад. Академии пед. наук. Учился в Ленингр. худ. уч-ще, в 1928 окончил актерское отд-ние Ленингр. ин-та сценич. иск-в. В кино с 1924 как актер, а затем ассистент реж. Снимался во мн. ф. Г. Козинцева и Л. Трауберга: шпик в ф. "Мишки против Юденича" (1925), человек-вопрос ("Чертово колесо", 1926), чиновник ("Шинель", 1926), провокатор Медокс ("С. В. Д.", 1927), журналист ("Новый Вавилон", 1929), пред. сельсовета ("Одна", 1931), меньшевик из ф. Ф. Эрмлера "Обломок империи" (1929) и др. Актерские работы Г. отличаются предельной достоверностью, остротой и выразительностью внеш. рисунка. Первое обращение Г. к кинорежиссуре относится к 1930: ф. "Двадцать два несчастья" (совм. с С. Бартеневым). Затем - "Сердце Соломона" (совм. с М. Кресиным, 1932), "Лес" (1933), "Люблю ли тебя" (1934). Первым значит. произв. Г. в звук. кино стал ф. "Семеро смелых" (1936, сценарий Г. совместно с Ю. Германом, диплом Междунар. выставки в Париже, 1937). Затем последовали "Комсомольск" (1938, где Г. сыграл эпизодич. роль диверсанта) и "Учитель" (1939). В годы войны Г. снимает сюжеты для "Боевых киносборников", совм. с М. Калатозовым ставит ф. "Непобедимые" (1942) и по собств. сценарию - ф. "Большая зима" (1944). В 1944-46 Г. возглавляет Центральную студию док. фильмов, впоследствии создает док. ф. "Освобожденный Китай", "Новый Пекин" и др. Осуществил постановку ф. по роману А. Фадеева "Молодая гвардия" (2 сер., 1948, нов. ред. - 1963), в ролях - студенты ВГИКа С. Бондарчук, И. Макарова и др. Вехой в творч. биографии Г. стал ф. "Тихий Дон" (3 сер., 1957-58, гл. приз на МКФ в Карлови-Вари, 1958, поч. диплом Гильдии реж. США лучшему иностр. ф., 1960) - вторая в сов. кино экранизация М. Шолохова. В ф. "Люди и звери" (1962) Г. выступил как автор сценария, реж. и актер, сыграв роль эмигранта кн. Львова-Щербацкого. По собств. оригинальным сценариям сняты ф. Г. "Журналист" (1967, гл. приз на МКФ в Москве, 1967), "У озера" (1969, гл. приз на МКФ в Карлови-Вари, 1970). В ф. по сценарию А. Волошина "Дочки-матери" (1974) исполнил одну из гл. ролей. На осн. спектакля (реж. Г.) создал многосерийный т/ф по ром. Стендаля "Красное и черное" (1976, вып. - 1977). В последние годы жизни Г. обратился к постановке ист. ф.: дилогия "Юность Петра" (1980) и "В начале славных дел" (1981) по ром. А. Н. Толстого "Петр I". В 1984 снял по собств. сценарию ф. "Лев Толстой" (2 сер., гл. приз на МКФ в Карлови-Вари, 1984) и исполнил в нем гл. роль. В 1987 ученики Г., реж. Р. и Ю. Григорьевы сняли ф.-воспоминание о Г. "Жизнь одна" (к/ст им. Горького). Творч. лаб. реж. Г. прослежена в док. полнометр. ф. "О кино, кино!" (автор сценария и реж. М. Меркель, оператор Б. Лисицкий, Сверд. к/ст.).

Соч.: Жизнь, фильмы, оперы: (Страницы автобиографии...). М., 1971; По старшинству мыслей (интервью) // Гербер А. Беседы в мастерской. М., 1981; Собр. соч.: В 3 т. М., 1982-84; Лев Толстой: (Киносценарий) // Иск-во кино. 1984. № 1-2.

Лит.: Муратов Л. Сергей Герасимов // Актеры сов. кино. Л., 1968. Вып. 4. С. 45-55 (с фильмогр.); Меркель М. О кино, кино!: (Киносценарий) // Меркель М. Портреты. М., 1976. С. 89-137.

С. А. Герасимов

С. А. Герасимов

Полезные сервисы

герасимов сер. вас

Гуманитарный словарь

ГЕРА́СИМОВ Сер. Вас. (1885-1964) - живописец, график, педагог, нар. художник СССР (1958), д. ч. АХ СССР (1947). Учился в Строгановском худож.-промышл. уч-ще в Москве (1901-07), в Моск. уч-ще ваяния и зодчества (1907-12) у К. А. Коровина и С. В. Иванова, чл. объединений: "Маковец" (1922-25), Об-ва моск. художников (1926-29), Академии художеств России (1930-32), 1-й секр. правления Союза художников СССР (1958-64). В 20-е - нач. 30-х гг. пишет портреты крестьян, сдержанные по колориту, широкие по живописной манере ("Колхозный сторож", 1933); картины 30-40-х гг. на историко-рев. тему и крест. жизни решаются эпически, носят следы идеализации соц. об-ва ("Колхозный праздник", 1937 и др.). В 50-е гг. осн. внимание уделяет пейзажу, стремится к передаче гармонии мира, человека и природы. В них раскрываются высокие проф. качества художника - тонкого колориста, мастера передачи световоздушной среды, меняющихся состояний природы, продолжателя традиций рус. реалистич. пейзажа 2-й пол. 19 - нач. 20 в. (сер. "Можайские пейзажи", 1954 и др.). В 30-е - 50-е гг. иллюстрирует произв. отеч. классики, создает характерные нар. образы, обычно в технике тушевого рисунка, черной и цветной акварели ("Кому на Руси жить хорошо" Н. А. Некрасова, 1933-36; "Дело Артамоновых" А. М. Горького, 1939-54; "Капитанская дочка" А. С. Пушкина, 1951). Преподавал в Худож. школе при типографии Тов-ва И. Д. Сытина (1912-24), в Гос. школе печатного дела Изобразит. отдела Наркомпроса при 1-й Образцовой типографии (1918-23), во ВХУТЕМАСе-ВХУТЕИНе (1920-29), Моск. полиграфич. ин-те (1930-36), Моск. гос. худож. ин-те им. В. И. Сурикова (1936-50).

Соч.: Герасимов С. М. Об искусстве (О традициях и новаторстве). М., 1973.

Лит.: Кравченко К. Сергей Васильевич Герасимов. М., 1985.

Полезные сервисы

герасимов сергей аполлинариевич

Энциклопедический словарь

Гера́симов Сергей Аполлинариевич (1906-1985), режиссёр, драматург и теоретик кино, народный артист СССР (1948), доктор искусствоведения, действительный член АПН СССР (1978), Герой Социалистического Труда (1974). В кино с 1924 как актёр ФЭКС (Фабрика эксцентрического актёра). Поставил фильмы: «Семеро смелых» (1936), «Учитель» (1939), «Маскарад» (1941), «Молодая гвардия» (1948), «Тихий Дон» (1957-58), «У озера» (1970), «Дочки-матери» (1975), «Юность Петра» и «В начале славных дел» (1981), «Лев Толстой» (1984) и др. Фильмы Герасимова отмечены стремлением к реалистичности, подчас публицистичности, психологической достоверностью, яркими актёрскими работами. Государственная премия СССР (1941, 1949, 1951, 1971), Ленинская премия (1984).

* * *

ГЕРАСИМОВ Сергей Аполлинариевич - ГЕРА́СИМОВ Сергей Аполлинариевич (1906-1985), российский кинорежиссер, драматург и теоретик кино, народный артист СССР (1948), доктор искусствоведения, действительный член АПН СССР (1978), Герой Социалистического Труда (1974). Поставил фильмы: «Семеро смелых» (1936), «Учитель» (1939), «Маскарад» (1941), «Молодая гвардия» (1948), «Тихий Дон» (1957-58), «У озера» (1970), «Дочки-матери» (1974), «Юность Петра» и «В начале славных дел» (1980), «Лев Толстой» (1984) и др. Профессор ВГИКа (с 1946; ныне им. Герасимова). Ленинская премия (1984), Государственная премия СССР (1941, 1949, 1951, 1971).

* * *

ГЕРА́СИМОВ Сергей Апполинариевич [8 (21 мая) 1906, с. Кундравы, ныне Челябинская обл. - 28 ноября 1985, Москва], российский кинорежиссер, драматург, теоретик кино, актер, педагог, народный артист СССР (1948). Герой Социалистического труда (1974).

С 1920 работал на заводах Красноярска, Свердловска. Учился в Ленинградском художественном училище. В 1928 окончил Ленинградский институт сценических искусств. С 1924 - актер, затем ассистент «Фабрики эксцентрического актера» (ФЭКС) под руководством Г. М. Козинцева (см. КОЗИНЦЕВ Григорий Михайлович) и Л. З. Трауберга (см. ТРАУБЕРГ Леонид Захарович). С 1930 был режиссером кинофабрики «Совкино» (Ленфильм). В 1944 работал директором Центральной студии документальных фильмов. С 1945 стал режиссером «Союздетфильма» (ныне - киностудия им. Горького).

Играя в фильмах «Чертово колесо» (1926), «СВД» (1927), «Новый Вавилон» (1929), Герасимов проявил себя как талантливый остро гротесковый актер. С 1931 он руководил мастерской экранного искусства при Ленфильме, пробовал себя в кинорежиссуре («Двадцать два несчастья»,1930, «Сердце Соломона»,1932, «Люблю ли тебя?», 1934). Первой настоящей удачей режиссера стал фильм «Семеро смелых» (1936) о молодежной зимовке на Крайнем Севере. Здесь вполне определился режиссерский почерк Герасимова - непринужденность экранной атмосферы, живые, обаятельные характеры, сочетание бытовой достоверности с героико-романтическим пафосом 1930-х годов. В том же ключе были сняты «Комсомольск» (1938) о строительстве нового города на Амуре и «Учитель» (1939, Государственная премия СССР, 1941) заметно выделявшийся простотою житейской истории и вызывающей негероичностью персонажей. Фильм «Учитель» Герасимов справедливо считал лучшей своей картиной. Перед самой войной Герасимов экранизировал лермонтовский «Маскарад» (1941), расширивший творческие возможности режиссера. В главных женских ролях своих фильмов Герасимов удачно снимал талантливую актрису Т. Ф. Макарову (см. МАКАРОВА Тамара Федоровна), ставшую на всю жизнь спутницей режиссера.

В годы войны Герасимов снимал новеллы для «Боевого киносборника» (1941), поставил «Непобедимых» (1943) (совместно с М. К. Калатозовым (см. КАЛАТОЗОВ Михаил Константинович)), «Большую землю» (1944). С 1944 он руководил во ВГИКе актерско-режиссерской мастерской, со студентами которой осуществил постановку «Молодой гвардии» (1948, по роману А. А. Фадеева, Государственная премия СССР, 1949), где с суровой достоверностью изобразил фашистское нашествие, подвиг и трагическую гибель молодых подпольщиков. В 1957 он осуществил свою давнюю мечту, сняв фильм по роману М. А. Шолохова «Тихий Дон» (Большой приз на кинофестивале в Карловых Варах, 1958, диплом гильдии режиссеров США, 1958 и др. награды), ставший образцом добротной и тщательной экранизации. «Люди и звери» (1962), «Журналист» (1967, Большой приз Московского кинофестиваля), «У озера» (1969, Главная премия кинофестиваля в Карловых Варах, 1967), «Любить человека» (1972), «Дочки-матери» (1974) объединены современной тематикой и публицистическим подходом к частным судьбам обыкновенных людей.

В последующие годы Герасимов не обращался к современному материалу. Он снял для телевидения сериал «Красное и черное» (1976 по роману Стендаля), где постарался в максимальной полноте сохранить текст романа. Дилогия «Юность Петра» и «В начале славных дел» (1980 по роману А. Н. Толстого «Петр Первый»), пожалуй, наиболее громоздкая и наименее удачная работа Герасимова. Своеобразным итогом творчества режиссера стал фильм «Лев Толстой» (1984, Главный приз кинофестиваля в Карловых Варах, 1985) о последних днях великого писателя, где Герасимов сыграл заглавную роль. В 1986 ВГИКу было присвоено имя С. А. Герасимова, воспитавшего в стенах института плеяду замечательных мастеров кино.

Большой энциклопедический словарь

ГЕРАСИМОВ Сергей Аполлинариевич (1906-85) - российский кинорежиссер, драматург и теоретик кино, народный артист СССР (1948), доктор искусствоведения, действительный член АПН СССР (1978), Герой Социалистического Труда (1974). Поставил фильмы: "Семеро смелых" (1936), "Учитель" (1939), "Маскарад" (1941), "Молодая гвардия" (1948), "Тихий Дон" (1957-58), "У озера" (1970), "Дочки-матери" (1975), "Юность Петра" и "В начале с.лавных дел" (1981), "Лев Толстой" (1984) и др. Профессор ВГИКа (с 1946; ныне им. Герасимова). Ленинская премия (1984), Государственная премия СССР (1941, 1949, 1951, 1971).

Полезные сервисы

герасимов сергей васильевич

Энциклопедический словарь

Гера́симов Сергей Васильевич (1885-1964), живописец, народный художник СССР (1958), действительный член АХ СССР (1947). Ранние исторические картины, портреты отличаются простотой выразительных средств, сдержанностью колорита. С середины 30-х гг. и в жанровых композициях («Колхозный праздник», 1937), и в многочисленных пейзажах («Зима», 1939) обратился к свежему и мажорному колориту, поэтическому воссозданию жизни. Ленинская премия (1966, посмертно).

* * *

ГЕРАСИМОВ Сергей Васильевич - ГЕРА́СИМОВ Сергей Васильевич [14 (26) сентября 1885, Можайск, ныне Московской области - 20 апреля 1964, Москва], российский живописец, народный художник СССР (1958).

Учился в Строгановском центральном художественно-промышленном училище (1901-1907) и Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1907-1912) у С. В. Иванова (см. ИВАНОВ Сергей Васильевич) и К. А. Коровина (см. КОРОВИН Константин Алексеевич). В первые послереволюционные годы участвовал в оформлении массовых праздников в Москве. Писал эпические исторические полотна («Клятва сибирских партизан», 1933), картины, посвященные жизни деревни («Колхозный праздник», 1937, «Мать партизана», 1943), тонкие по колориту поэтичные пейзажи («Лед прошел», 1945). Иллюстрировал произведения Н. А. Некрасова, М. Горького и др. Преподавал во Вхутемасе-Вхутеине (1920-29, в Московском полиграфическом институте (1930-36), Московском художественном институте (1936-50), Московском высшем художественно-промышленном училище (1950-64). Ленинская премия (1966, посмертно).

Большой энциклопедический словарь

ГЕРАСИМОВ Сергей Васильевич (1885-1964) - российский живописец, народный художник СССР (1958), действительный член АХ СССР (1947). Эпические исторические полотна ("Клятва сибирских партизан", 1933), картины, посвященные жизни деревни ("Колхозный праздник", 1937, "Мать партизана", 1943), тонкие по колориту поэтичные пейзажи ("Лед пошел", 1945). Ленинская премия (1966, посмертно).

Полезные сервисы